Журнал «Всесвіт»: Пропонуємо перекладачам відтворити це оповідання різними мовами світу. Воно присвячено усім, хто став жертвою коронавірусу COVID-19.
Наразі маємо вже два переклади: українською (підготував Ігор Павлюк) та англійською мовами (переклав знаний британський тлумач Майкл Пурсґлав (Michael Pursglove)).
Сподіваємося на інші переклади цього оповідання.
Усі нові переклади просимо надсилати до редакції журналу за адресою: vsesvit.journal@gmail.com
Борис Финкельштейн
(Испания)
Новый Декамерон, или Рассказы у камина
День десятый
«Имеющий уши, да услышит»*
Задул сильный ветер. Длинные шлейфы снежной пыли поднялись над вершинами гор. Кататься можно было только в закрытых от ветра местах. Дорогу замело, заметно похолодало.
«Где оно это глобальное потепление? — подумал я, поеживаясь от пронизывающей метели: Пожалуй, сегодня можно было бы собраться и до ужина». Рано потемнело, и ужин тоже был раньше. После стаканчика Кьянти, камин потрескивал особенно уютно. Все поглядывали друг на друга. «Ну, кто самый храбрый?» Затянувшееся молчание прервал пожилой итальянец.
«Мое имя Антонио, — начал он. — Я священник католической церкви в Милане. Рукоположен в сан довольно поздно — в тридцать лет, а сейчас мне уже под шестьдесят. На горных лыжах катаюсь с детства. В церкви это не возбраняется, потому езжу ненадолго зимой в приличные места. Служу литургию, преподаю богословие в католическом университете Святого Сердца. Так уже много лет. В сферу моих научных интересов входит история церкви, порядок богослужений и многое другое. Сложные философские, исторические и богословские вопросы, высокая наука, но есть еще и проблемы, волнующие простых людей на житейском уровне. Они тоже входят в функции моего служения. В свое время я был женат и счастлив. Она ушла от меня навсегда в расцвете молодости, попав в автомобильную аварию. Именно после этого трагического события, я принял решение посвятить себя церкви. После рукоположения на меня, как и на других служителей церкви, распространилось действие целибата**. Поэтому, детей не имею, а ближайшими родственниками являются племянники.
Много лет я наблюдаю окружающую жизнь во всех ее проявлениях. Ко мне со своими вопросами и проблемами часто обращаются прихожане. Со временем я стал делать определенные выводы из этого потока информации. Все-таки, я еще и ученый. В сфере моего особого внимания, изучения и исследования всегда находилась книга Откровения Иоанна Богослова, или как ее иногда называют — Апокалипсис.
«Откровение…» написано апостолом Иоанном, сосланном на остров Патмос, во второй половине первого века от Р. Х. Церковь рассматривает Апокалипсис, как пророческую картину о последних временах мира и событиях, которые совершатся перед Вторым Пришествием Христовым на землю, и при открытии Царства Славы, уготованного всем истинно верующим христианам. Жестокие страницы реальной земной истории не раз подвигали верующих считать, что их время как раз и предшествует Второму Пришествию; искать в окружающем мире признаки приближающейся последней битвы добра со злом.
Действительность иногда выглядела очень похоже, но потом неизменно следовало восстановление разрушенного бытия. Понятно, что с возрастом у каждого из нас неизбежно возникает предчувствие своего личного Апокалипсиса. Возможно поэтому, у Откровения так много разных толкований, написанных почти исключительно весьма возрастными исследователями. Но, вот сейчас, совсем особый период. Очень похоже, что человечество ощутимо приближается к завершению своей Программы. Меняются условия жизни на планете Земля. Создание Всемирной Сети привело к необратимым изменениям отношений в обществе, планетарному объединению разнообразной информации, баз данных, знаний, интеллектуальных возможностей. В прежние времена упор делался на развитии личности, индивида, именно он являлся носителем знаний, создателем новой информации. Теперь все есть в Сети, достаточно туда заглянуть. Правда, информация не всегда правдива, но это уже не является основным критерием при ее усвоении. Развитие цифровых технологий может в скором времени привести к возникновению искусственного интеллекта. То есть, человек, создание Божье, живущий по установленным для него правилам, сам пытается создать нечто, которое будет функционировать по созданной уже им программе. По крайней мере на начальном этапе, а там кто знает, чем будут руководствоваться в своих действиях созданья человеческие. Это какое-то новое эволюционное изменение, но скорее попытка изменить самого человека.
Согласно Святой Библии, предвестники последних событий нашего Мира — четыре всадника Апокалипсиса. Они появляются друг за другом, каждый после открытия очередной печати — первых четырех из семи печатей книги Откровения.
Существуют разные мнения, что олицетворяет каждый всадник, но наиболее часто их называют: «Чума, Война, Голод, Смерть». Чума едет на белом коне, его иногда еще называют Завоеватель; Война — на рыжем коне, его еще могут называть Раздор; Голод — на вороном коне; Смерть — на бледном коне.
Господь призывает их и наделяет силой.
В двадцатом веке многие считали, что грипп Испанка — это и есть библейская чума, а потом были и война, и голод, и смерть. Но, нет — это прошло. Однако, радикальные изменения в человеческой цивилизации к концу двадцатого века опасно ускорились, возникли многочисленные новые угрозы, как рукотворные, так и природного характера. Вот сейчас, гляжу я, и кажется мне, что снята уже первая печать и скоро увидим мы всадника на белом коне. В далеком Китае в конце декабря возникла откуда-то новая опасная инфекция, и похоже будет двигаться она в нашу сторону, захватывая мир.
Чтобы не быть голословным, скажу на чем основаны мои предположения. Среди святых книг и богословских текстов есть канонические, общепризнанные, а есть апокрифические разной степени достоверности. Апокалиптические тексты известны с давних времен. Некоторые из них, как книга Еноха, например, одновременно вошли в состав и канонических документов тоже (так книга Еноха — в состав Эфиопской Библии). Но весь вопрос в сроках. Существуют древние апокрифические тексты еще дохристианских времен, которые говорят о сроках Страшного Суда. Они в разных источниках варьируются от восьми до десяти тысяч лет, считая от сотворения мира. Эти источники не канонические, не вошли в состав Ветхого Завета, поэтому мы можем принимать их предложения, или нет — все зависит от веры, но не можем вовсе игнорировать. Напомню, что в католической церкви общепринятым является мнение, что сотворение Мира произошло от 4713, до 4004 лет до Р. Х.
Посчитать, так и немного уже осталось, учитывая достаточно длинные сроки периодов последних дней, изложенные в книге Откровений Иоанна Богослова.
Истина не всегда доступна человеку, а абсолютная истина недоступна принципиально, и может быть получена только в откровении.
Неверие, скептицизм, отрицание основ — характерны для нашего времени и являются признаками морального упадка нашей цивилизации. Человек слаб и грешен. Но, нужно проживать каждый день, как последний, с доступной нашему пониманию истиной в сердце и верой в душе, и тогда все эти неизбежные события не застанут над врасплох. Спасение людей в том, чтобы всегда быть на стороне сил добра».
С этими словами падре Антонио завершил свою проповедь — на рассказ это уже не очень походило. Из уважения к его сану и смыслу сказанного, никто не возразил, а из-за недостаточного знания предмета, и вопросы не задавались, хотя вокруг камина присутствовали и люди других религиозных конфессий. Потихоньку все стали расходиться, завтра нас ждал новый день.
Настало время уходить и мне. Поднимаясь в номер по деревянной резной лестнице, причудливо поворачивающей на каждом этаже в другую сторону, я подумал: «Все-таки, целибат нелегкое испытание для католического священника. Тяжело мужчине одному, и печальные мысли чаще приходят ему в голову; он пессимистичней смотрит на мир. А истина? Да, человеку не дано ее познать в полном объеме, особенно на уровне таких вселенских понятий». С этим и пошел спать, рассчитывая, что все будет хорошо. Как же я ошибался!
Сейчас, когда я дописываю этот рассказ, конец марта 2020 года, и со времени нашей встречи с падре Антонио прошло всего два с половиной месяца.
Однако, как изменился мир. Вот, я сижу в глубокой осаде и полном карантине в своем доме в пригороде Барселоны. В Испании бушует эпидемия, мор. Каждый день заболевают по несколько тысяч человек, и многие умирают. Еще тяжелее в Северной Италии (Ломбардии), где осуществляет свое служение падре Антонио. Там людей умирает очень много, по несколько сотен человек в день, в том числе часто медицинские работники и католические священники. Искренне надеюсь, что с падре Антонио ничего плохого не произошло.
Эта пандемия, может быть и не самая смертоносная в истории человечества. Так, летальность эпидемий оспы и холеры достигала тридцати процентов, а Черной смерти (бубонной чумы) — до девяносто процентов. Но эта действительно вызывает у современного человека какой-то мистический ужас. Дело, наверное, в том, что эпидемия реально показала человечеству, как мало оно может перед лицом серьезных испытаний. Похоже, мы обманывались на свой счет, высокомерно преувеличивая свои знания и достижения. Ситуация фактически вернула нас в те времена, когда современная медицина еще не существовала. Пока мы можем рассчитывать только на возможности собственного организма и помощь друзей.
Вот он — всадник на белом коне. Как сказано у Шекспира: «Чума на оба ваши дома»***. Прав был падре Антонио, нужно было раньше об этом думать с истиной в сердце и верой в душе.
Возможно, время еще есть, и приняв своевременные меры, мы не увидим Всадника на коне рыжем. Пора уже человечеству стать старше и мудрее, избавиться от злобы и взаимного недоверия, научиться совместно решать проблемы, которые ставит перед нами судьба, независимо от личных политических и религиозных взглядов, или отсутствия таковых.
Взаимная ненависть страшнее эпидемий и земных катаклизмов. Великий американский поэт Роберт Ли Фрост написал об этом так:
«Одни говорят: мир умрет в огне,
Другие твердят про лед.
Я долго жил, и кажется мне,
Огонь скорей подойдет.
Но если бы кто-нибудь мне сказал,
Что дважды нас гибель ждет,
Я не удивился бы. Я узнал,
Что ненависть — толще, чем лед.
И равнодушие холодней
Вечных покровов льда.
И если для смерти не хватит огней
Лед сгодится тогда.
Уже ясно, что пандемия изменит наш мир. Надеюсь, что в лучшую сторону. По крайней мере, я на это рассчитываю.
Барселона. 03.2020
- *Из «Откровения Иоанна Богослова» (Апокалипсис).
- ** Целибат — обет безбрачия.
- *** У. Шекспир, «Ромео и Джульетта».
[…] Десята історія в «Новому Декамероні…» Б. Фінкельштейна присвячена усім тим, хто пережив коронавірус і звернена до світової письменницької спільноти. Оригінальний текст опутлікований ТУТ. […]